A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема патриотизма и национализма

Сочинение

В анализируемом тексте ученый-биолог З.А. Соколова размышляет о том, что такое патриотизм. Какие бывают разновидности патриотизма? Что есть истинный патрио­тизм?

Стремясь ответить на данные вопросы, автор рассматри­вает известное стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина» и отмечает, что великий поэт, не являясь сторонником импер­ской России, любит свою отчизну — глубинную, «нутря­ную», народную. Для автора важно, что Лермонтов непри­творен в своем чувстве и лишен националистической гордыни в отношении к отечеству. По мнению 3. Соколовой, чувства Лермонтова к родине можно назвать истинными.

Точка зрения автора сводится к тому, что отвержение насилия и созидательное отношение к родине придают пат­риотизму черты подлинного благородства.

Думается, что с автором следует согласиться и подчерк­нуть, что патриотизм — прекрасное чувство, оно у каждого свое, но лишь творческий патриотизм свободного, мысляще­го человека может быть по-настоящему деятельным.

Правильность высказанной позиции подтвердим аргу­ментами из литературы и публицистики.

Во-первых, обратимся к роману А.И. Солженицына «В круге первом». Герои произведения — Глеб Нержин, Инно­кентий Володин, Лев Рубин и другие — умные талантливые люди и горячие патриоты своей страны. Каждый из них по- своему борется за ее свободу, готов пожертвовать спокойст­вием и сытостью ради убеждений. Именно любовь к отече­ству и личное достоинство толкают этих людей в ГУЛАГ: они совершают поступки, которые можно оценить как про­тест против бесчеловечного режима. Примером такого дея­тельного патриотизма является жизнь и творчество самого А.И. Солженицына.

Во-вторых, откроем «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева. Известный российский академик говорит, что патриотизм — это глубоко позитивное чувство, не имеющее ничего общего с национализмом. Патриотизм сродни любви и созиданию, национализм же разрушителен и бесплоден. Именно патриотизм способен сплотить людей разных культур и наций и сделать братьями.

В заключение подчеркну важную мысль: патриотизм свободной, независимой личности, желающей процветания и просвещения для своей страны, а значит, и для всего мира, и есть истинный патриотизм.

Текст

(1) «Люблю    отчизну я, но странною любовью...», — на­писал когда-то Михаил Лермонтов, не без основания пола­гая, что его чувства к отечеству смогут разделить лишь не­многие.

(2) Что за странная такая любовь была у него? (3)И как следует любить отечество правильно?

(4)В свое время А. Ахматова очень выразительно под­черкнула одну особенность нашей с вами истории: «Любит, любит кровушку русская земля». (5)Вот эта-то «слава, куп­ленная кровью», не вызывает у Лермонтова сочувствия. (б)Однако, принимая наследство, мы — хотим или не хотим

—   принимаем все: и хорошее, и плохое.

(7)Нет сомнения, что конкретные исторические личности восхищали поэта и он отдавал героям дань глубочайшего уважения. (8)Не слишком же мил ему тот «гордый покой», что основан на властной руке и низвергает отдельного чело­века до ничтожной песчинки. (9)Его свободному духу близ­ки совсем иные картины.

(10)К тому же надо признать, что любовь — вещь ирра­циональная. (11)«За что — не знаю сам» — это признание обезоруживает. (12)Ведь если точно знаешь, за что любишь,

—   скорее всего, лукавишь.

(ІЗ)Конечно, величавые российские просторы мало кого оставят равнодушным — влекут они к себе и поэта. (14)Но сам он — путник на размытых, разъезженных проселочных дорогах — внимательно вглядывается в суть родины, а не просто восхищается ее красотами. (15)Именно эти дороги по­зволяют узреть истинную, глубинную, «нутряную» Россию с ее часто бедными, а потому и «печальными» деревнями.

(16)«Милые рощи застенчивой родины цвета слезы или нитки суровой» — так скажет его собрат по цеху в другое время и вновь подтвердит эту странную любовь[2]. (17)Под- купает и то, что Лермонтов явно на слабой стороне: его «че­та берез» не может состязаться с гордым величием огромной державы. (18 Он вообще обращает внимание на всякие ме­лочи, вроде пляски пьяных мужичков, от которой иной патриот гордо отворотит свой взор.

(19)М.Е. Салтыков-Щедрин как-то написал, что у нас многие склонны смешивать два понятия — «отечество» и «ваше превосходительство» — и как раз в любви к «превос­ходительству» обнаруживать свой патриотизм! (20)«Стран­ная» же любовь поэта эти понятия принципиально не сбли­жает, наоборот, друг от друга отдаляет, ибо его отечество никак с государственнической великодержавностью не дру­жит. (21 Соответственно и сильным мира сего не подпевает.

(22)Его любовь не кричит: «Только я знаю, как надо лю­бить родину!» (23)Его любовь не гордится. (24)В то же время она непритворна, ибо ничего для себя не ищет. (25)Чувство у поэта интимно, индивидуально, отделено от «подавляющего большинства» — именно это и вызывает доверие.

(26)Патриотизм Лермонтова сегодня весьма поучителен. (27)Он говорит нам, что отношение человека к родной зем­ле тем более живое и плодотворное, чем больше в нем сво­боды и меньше государственного официоза. (28)06 этом свидетельствует творчество тех, кто в разное время соста­вил славу России (в науке ли, в искусстве ли); к ним при­надлежит и Лермонтов. (29)Девиз «кто не с нами, тот про­тив нас» здесь с очевидностью неприемлем. (ЗО)Добавим, что свобода личности и независимость взглядов любви не противоречат, а гордыню и агрессивность гасят. (31)Наконец же, отвержение насилия и обращение к про­стому человеку придают самому патриотизму немаловаж­ный элемент благородства.

(32)Какой сорт любви к родине предпочесть, выбирает каждый гражданин самостоятельно, заглянув в сердце и не пренебрегая голосом разума.

(ЗЛ. Соколова )

загрузка...