A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема истинных и ложных ценностей

Сочинение

Эссеист и писатель И.И. Михайлова размышляет о стремлении людей к популярности. Как характеризует че­ловека желание личной славы? Можно ли оправдать такое желание?

Автор начинает свой текст цитатой из стихотворения Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво...», подчер­кивая, что в современном мире скромность не в чести, ибо мы переживаем эпоху «звезд» — не очень талантливых ар­тистов, мелькающих на экране. Легковесному стремлению к известности журналистка противопоставляет жизненные устремления действительно великих людей, имена которых остались скрытыми для потомков. «Гениальный зодчий, по­строивший церковь в Кижах, замечательные иконопис­цы...». Стремясь к бессмертию, они отдавали свой талант духовному служению, отвергая мирскую суету.

Точка зрения автора текста состоит в том, что стремле­ние к славе, являясь «простительной слабостью», не может быть истинной ценностью и целью жизни, и, если человек по-настоящему талантлив, он способен преодолеть «звезд­ную болезнь».

Нельзя не согласиться с автором, что подлинные ценно­сти — это самоотдача и творчество, приносящие человеку духовное удовлетворение, а обществу — обогащение.

Справедливость высказанной точки зрения можно под­твердить примерами из литературных текстов.

Обратимся к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Один из главных героев романа, князь Андрей Болкон­ский, мечтает о славе, о своем Тулоне, хочет уподобиться величию Наполеона. В 1805 году он участвует в битве под Аустерлицем, где получает тяжелое ранение. Находясь на поле, раненый князь видит высокое небо с проплывающи­ми по нему облаками. Он чувствует, что ему открылась ка­кая-то важная истина, которую он «не знал раньше и уви­дел нынче». Небо — это символ истинных ценностей, которые должны составлять содержание жизни достойного человека. Смысл этих ценностей — в самоотверженном служении людям, в любви.

Другой пример — сюжет из Евангелия. Христос, нахо­дясь в пустыне, отвергает предложенные ему «все царства земные и славу их», сказав, что нужно служить не мирской суете, в которой правит дьявол, а высшим, духовным идеа­лам, которые угодны Богу.

В заключение подчеркнем, что настоящий человек пре­одолевает искушение славой и отдает свою жизнь достойно­му делу.

Текст

(1)«Быть знаменитым некрасиво, не это поднимает ввысь...» — так сказал поэт. (2)Мы чувствуем, что он был прав: какое-то неуловимое откровение и дуновение свободы захватывает нас в этих строчках мудрого человека, хорошо знавшего, что такое слава. (З)Однако многие ли готовы сле­довать этой максиме, от которой к тому же отдает и некото­рым не модным нынче аскетизмом?

(4)Сегодня весьма популярным стало слово «звезда».

(5) Оно  характеризует эстрадных певцов и певиц, обладаю­щих белее чем скромными вокальными и артистическими данными, и телеведущих, то и дело мелькающих на экране.

(6) Сегодня слово «звезда» себя дискредитировало, снизило: если кто-то из телевизионных див именуется «звездой», сра­зу вспоминаются «звездные болезни», симптомом которых является удивительная способность — «ничего не знача, быть притчей на устах у всех...»

(7)Но это наши зрительские эмоции, а если посмотреть на вещи здраво, то надо признать, что каждый человек стремится запомниться, «вписаться в историю», увековечить свое «Я». (8)Это совершенно нормально, естественно — кто- то пишет картины, кто-то танцует в балете, кто-то играет на сцене, кто-то возводит плотины и атомные станции...

(9)Вспомним пушкинское «Желание славы»: юноша, по­терпевший неудачу в любви, отвергнутый бывшей подругой, хочет восполнить, компенсировать свою неудачу не чем- нибудь, а именно славой: «Желаю славы я, чтоб именем мо­им твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною окруже­на была...». (Ю)А одна из героинь А. Ахматовой, обращаясь к своему знаменитому возлюбленному, не давшему ей «люб­ви и покоя», просит подарить ее «горькою славой». (11)Она жаждет вписаться в историю как женщина, которую он, «мудрый и смелый», некогда любил и с которой был связан.

(12)Остаться, сохраниться, победить неизбежное забвение во времени, победить самое смерть — это очень важно для человека. (13)Если это и слабость, то слабость, согласитесь, простительная. (14)В действительности же в памятниках, рукотворных и нерукотворных, удается запечатлеть себя лишь немногим.

(15)Весьма часто это люди, преднамеренно избегающие известности, занимающие место в тени чьей-то славы и скрывающие даже свои имена. (16)Гениальный зодчий, по­строивший церковь в Кижах, пожелал остаться для потом­ков безымянным. (17)3амечательные иконописцы, создав­шие бессмертные лики, сегодня скромно значатся как «не­известный мастер школы Рублева» или «неизвестный мас­тер школы Дионисия». (18)Что же, они пренебрегали есте­ственным желанием «не умереть полностью»? (19)Нет, не пренебрегали. (20)Напротив, они смолоду стремились к бес­смертию, в которое верили, поэтому и создавали творения, прямо обращенные к Вечности.

(21)Если человек ищет в жизни смысл, а в труде находит многочисленные смыслы, удовлетворяющие главному стержню, то мирской успех для него становится вторичным, суетным, ничтожно малым по сравнению с самоотдачей и творчеством. (22)Если же человек на плаху известности го­тов положить всего себя, если «жужжанье суеты» вокруг его особы — цель и смысл жизни, то, вероятно, этот человек не преодолел еще многих искушений. (23)Взросление его души, возможно, впереди...

(И.И. Михайлова )

загрузка...