A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема толерантности

Сочинение

Мы все живем в одном обществе, но в то же время мы разные, со своими взглядами и привычками, традициями и нравственными ценностями.

Людей, конечно же, волнуют вопросы межличностных от­ношений, так как каждый из нас в них участвует. Публицист В. Новик обращается к злободневной проблеме толерантно­сти. Как часто людям не хватает взаимоуважения, благоже­лательности, доброты по отношению друг к другу. Нас могут раздражать национальность, религиозные убеждения и даже внешность другого человека. Но ведь и мы, возможно, кого- то раздражаем. Автор считает, что следует придерживаться «золотого правила нравственности»: «не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе». Я разделяю мысль пи­сателя о том, что толерантными должны быть не только лю­ди, но и государство по отношению к своим гражданам.

Вся мировая литература посвящена исследованию чело­веческих отношений. Первый русский психологический ро­ман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова исследует логику поведения главного героя Григория Печорина. Втор­гаясь в чужую жизнь, он делает людей несчастными, но и сам испытывает мучительное разочарование во всем. Он становится виновником гибели Бэлы, не дает счастья Вере, обижает холодностью Максима Максимыча. Этот литера­турный герой напоминает современных молодых людей, эгоистично разрушающих жизнь тех, кто оказывается ря­дом. Они не ценят ни любовь, ни дружбу, они ничем не хо­тят жертвовать для других. В моем окружении встречаются такие люди, которым чуждо понятие «толерантность», а са­моутверждаются они за счет более слабых. Но при этом они не выглядят сильными и счастливыми.

Автор статьи учит: «Живи и давай жить другим,... при­знавай право других». Следовать этому правилу в цивилизо­ванном толерантном обществе должен каждый.

Текст

(І)Общепризнанно, что человечеству не хватает толе­рантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благоже- лательно-терпимого отношения людей друг к другу. (2)Из-за такого дефицита происходит много бед. (З)Казалось бы, так просто — живи и давай жить другим, имей свой образ жиз­ни, веруй, выражай частным образом и публично свое миро­воззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. (4)Но почему-то не получается. (б)Очевидно, про­блема терпимости и нетерпимости затрагивает какой-то глу­бокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют.

(6) Есть известное еще из глубокой древности «золотое правило нравственности»: «не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе».

(7) Если продумать все последствия практического испол­нения этого правила, то легко заметить, что оно является в значительной степени основой всего современного законода­тельства, которое, конечно, охватывает не только межлич­ностные отношения. (8)Из этого правила следует и необхо­димость терпимого отношения к другим людям, к разнооб­разию культур, религий, национальностей. (9)«Не хочешь, чтобы тебе промывали мозги — тогда и сам не занимайся этим по отношению к другим», «не хочешь, чтобы тебе за­тыкали рот — не затыкай его другим», «не хочешь, чтобы тебя гнали за веру — сам не гони других» и т.п.

(10)Дело значительно усложняется, когда мы переходим от межличностных отношений к отношениям между безлич­ностными структурами религиозных, общественных, полити­ческих и экономических организаций, а также к их отноше­нию к человеческой личности. (11)В этом случае очень легко личность принести в жертву какой-либо групповой, полити­ческой и т.п. целесообразности. (12)В современном обществе идет постоянная борьба между так понимаемой целесообраз­ностью и достоинством отдельной человеческой личности.

(13) Государство по своей природе всегда тяготеет к манипу­лированию обществом, людьми, т.е. к тоталитаризму, к рас­сматриванию людей как винтиков большого Левиафана.

(14) Гражданское  общество, правозащитные организации осо­бенно методически противостоят этой тенденции, отстаивают право личности не быть только клеточкой большого целого, отстаивают права отдельного человека.

(15)Образно говоря, толерантность — это хрупкий цветок в политической культуре современного общества.

(В. Новик)

загрузка...