A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема различий понятий «ум» и «образованность»

Сочинение

Ум и мудрость. Ум и образованность. Можно ли считать тождественными эти понятия? Вопрос этот из категории философских и в то же время почти житейский. Ведь не­редко мудрым мы называем человека, имея в виду не обра­зование, а его жизненный опыт и отношение к миру. Об этом начинаешь размышлять после знакомства с эссе П.И. Мариковского.

Нравственная проблема соотношения мудрости и глупо­сти, добра и зла всегда волновала человечество. Авторская позиция выражается во фразе: «Творящие зло могут быть умными, но не мудрыми». Действительно, ум нередко дает­ся от природы, а вот как его использовать — выбор челове­ка. Автор называет признаком ума умение предвидеть. На­верное, прежде всего предвидеть последствия своих поступков и влияние их на судьбы других людей. С этим нельзя не согласиться. Подтверждение мы находим в худо­жественной литературе и в жизни.

Героиня повести Максима Горького «Старуха Изергиль» повествует о своей жизни, в которой были и любовь, и пре­дательство. И сама она не была святой, но судьба наградила ее мудростью и пониманием того, что «в жизни всегда есть место подвигам». Две легенды о Ларре и Данко, рассказан­ные ею, объясняют, что есть добро и зло, эгоизм и самопо­жертвование, в чем смысл подвига.

Жизненный опыт, приобретаемый нами, тоже учит по­нимать многое. Прежде казалось, что самые умные люди — это твои родители, затем нас восхищали знаниями учителя. Теперь мы находим других кумиров. Стив Джобе — кому сегодня не известно это имя. Умнейший, талантливейший и так рано ушедший из жизни. Не будем судить обо всех его качествах, но то, что он достоин уважения и восхищения, бесспорно. Ведь именно он подарил человечеству Интернет.

Ум и талант должны быть направлены на благо челове­чества, но вместе с тем нужна мудрость, чтобы понять, в чем это благо.

Текст

(1)Мудрый никогда не хвастается своей мудростью, соз­навая ограниченность ума. (2)И только глупый, воображая себя знающим, возбуждает у простаков почтение, а среди умных — в лучшем случае — насмешку.

(3) Возраст      зрелости и мудрости у каждого свой.

(4) Высшая    мудрость — умение прилагать свои знания и талант на деле. (5)Но любознательный, постоянно размыш­ляющий всегда испытывает недостаток психической энергии и времени для проявления способностей на деле.

(6)Чем больше человек знает, тем больше склоняется в смирении перед тем, чего не знает. (7)Но иной от знаний раздувается, как пузырь, и становится самодовольным.

(8)Люди редко признают цену мудрости, так как неспо­собны ее понять. (9)Чаще всего умного и талантливого мо­жет распознать только тот, кто сам умен. (Ю)Поэтому гении нередко умирают непризнанными и в безвестности. (И)Простачки не способны познать мудрость, а завистливые к тому же всеми силами стараются ее принизить.

(12)Кто-то сказал, что высшая мудрость — справедливая деятельность. (13)Мудрость не может быть иной, она — нравственна. (14)Творящие зло могут быть умными, но не мудрыми.

(15)Неожиданные события порождают новые мысли и обогащают мудрость, тогда как мысли, ведущие к бездейст­вию, парализуют волю. (16)У недостаточно мудрых гнев ка­лечит душу и мутит разум, а самомнение и страсть его ума­ляют. (17)Плохо образованные и недостаточно мудрые всегда враждебны к тому, что выходит за пределы их сознания.

(18)Для того чтобы быть простым, надо обладать светлым умом и чистой душой. (19)Но простоту часто воспринимают как недостаток ума. (20)0ткровенное признание в незнании чего-либо умный примет за искренность и бесхитростность, а недалекий — как признак глупости.

(21)Без сомнения, главный признак мудрости — стой­кость к жизненным неудачам и радостное отношение к жизни. (22)Я вспоминаю глубокого старика профессора- зоолога В.Н. Шнитникова. (23)Когда ему пакостили моло­дые зоологи Академии наук РК только лишь потому, что он был неизмеримо выше них и по знаниям, и по душевным качествам, он весело смеялся. (24)Таким же был безвремен­но погибший мой друг, инвалид, талантливейший человек Б. Шмидт.

(25)Ум и образованность — разные категории и далеко не всегда сочетаются в одном человеке. (26)3нание и ум не одно и то же. (27)Можно многое знать и не уметь использо­вать свои знания. (28)Ум всегда ограничен, зато глупость многолика и безгранична. (29)Вообще признак ума — уме­ние из частного складывать представление об общем и — наоборот. (ЗО)Умение предвидеть — признак сильного ума, а умение критически относиться к своим мыслям — ценное качество, особенно если оно постоянно. (31)Такими чертами характера обладают очень немногие.

(32)Вряд ли правильно утверждение, что лучше знать немногое, но хорошо, чем много, но поверхностно. (ЗЗ)Узкая специализация ведет к ограниченности. (34)По-видимому, для развития ума важно разумное сочетание этих обеих крайностей.

(П.И. Мариковский)

загрузка...