A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема реализации природного потенциала человека

Сочинение

Всем нам хочется быть гениальными, но не у всех полу­чается. Безусловно, с задатками, так сказать, «детей инди­го» надо родиться, и об этом сказано и в тексте Н. Михай­лова. Но автор, размышляя по этому поводу, пришел к мнению, что важны не только врожденные способности, но и обстоятельства, в которых они могут раскрыться, люди, которые помогают ребенку себя реализовать, и подтвердил свою мысль примером гениальности А.С. Пушкина.

Полностью согласен с Н. Михайловым: не только при­родные задатки, но и окружение важно для развития и формирования личности. Наследственность играет большую роль в жизни человека, но только сам человек по своей воле может достичь вершины таланта и мастерства, развить в се­бе то, чем его щедро одарила природа.

Конечно, сразу вспоминается необыкновенно талантливый человек — Михаил Васильевич Ломоносов. Родившийся в семье архангельского помора, он, возможно, всю жизнь бы так ходил в море да солил рыбу, если бы его пытливый ум и любознательность не заставили покинуть родной дом и прий­ти пешком в Москву. Жаждущего познаний юношу заметили и помогли ему овладеть тайнами тех наук, в которых Ломо­носов продвинулся еще дальше. Литература, русский язык, история, химия, физика, геология, география, астрономия, живопись, приборостроение, металлургия — вот поле дея­тельности М.В. Ломоносова, которого называли «русским са­мородком», а с легкой руки А.С. Пушкина — «первым рус­ским университетом». За границей отказывались верить, что ученый и поэт — это одно и то же лицо, поэтому в статьях, посвященных Ломоносову-химику, можно встретить ссылку на то, что гениального ученого надо отличать от поэта с тем же именем. Но был бы Ломоносов таковым, если бы не его упорство и стремление сделать для России как много больше и если бы не люди, его окружавшие?

В русской литературе есть замечательный пример того, как человек не смог распорядиться своими природными за­датками. Речь идет об Илье Ильиче Обломове — герое одно­именного романа И. Гончарова. От природы в Обломове бы­ли и живой ум, и яркие чувства, но окружение и неправильное воспитание в семье, где все за Илюшу делали слуги, привело к тому, что Обломов не стал деятельным че­ловеком, а навсегда остался в области беспочвенных грез и мечтаний. Превратившись в довесок к халату и дивану, Об­ломов и не заметил, как жизнь прошла.

К сожалению, слова и выражения «мне в облом», «облом делать», «обломись» очень часто стали употребляться в на­шей жизни. Не сделали мы правильных выводов из этого романа, а должны бы сделать...

Текст

(1)Кто из родителей не мечтает о том, чтобы его ребенок вырос талантливым? (2)Не просто умным и добрым, что са­мо по себе уже немало, а незаурядным и, может быть, даже выдающимся. (3)Но насколько это зависит от нас? (4)И за­висит ли вообще? (5)Или все определяется врожденными задатками? (6)Вот, например, «дети индиго» (так их называ­ют!), которые обладают совершенно необыкновенными, час­то сверхъестественными способностями. (7)Будто бы они стали появляться на Земле в конце XX века и настолько от­личаются от своих сверстников, что впору говорить о «новой расе», о «детях нового сознания» и даже считать их рож­денными от брака с инопланетянами. (8)Как относиться ко всему этому, решать каждому из нас. (9)Но одна проблема представляется мне бесспорной. (10)Это проблема детской одаренности. (И)Ничего не слышавший об «индиго», но ве­ликолепно знавший детей К.И. Чуковский считал, что если бы в нас не иссякала детская любознательность, то к возрас­ту совершеннолетия каждый из нас мог бы стать гением. (12)Конечно, говоря о гении, Чуковский имел в виду бле­стящие способности, а не то чудо гениальности, которое наука до сих пор не может объяснить. (13)Непостижимо, почему вдруг среди «простых смертных» рождаются Мо­царт, Пушкин, Эйнштейн... (14)Может быть, их появление — результат какого-то генетического сбоя, и следует пове­рить Гиппократу: «Гениальность — это болезнь, к сожале­нию, не заразная»? (15)Гипотез на этот счет хватает, есть и серьезные труды (например, работа В.П. Эфроимсона «Предпосылки гениальности»), но, в общем-то, за 2500 лет, со времен Гиппократа, мы так и не приблизились к разгад­ке. (16)Ну ладно, оставим в покое гениев и прислушаемся к тем педагогам, которые, как и Чуковский, убеждены: в ка­ждом ребенке заложено моцартовское начало. (17)Трагедия, однако, в том, что у громадного, подавляющего большинства детей это начало остается не увиденным, не поддержанным, а значит, не реализованным.

(18)Малограмотные и/или невнимательные родители, плохие и/или перегруженные рутиной воспитатели и учите­ля, убогие условия жизни — да мало ли несовершенств на­шего социума, которые безжалостно «усредняют», нивелиру­ют детскую «гениальность», в результате чего изначально талантливый ребенок становится «как все»! (19)Но, к сча­стью, бывает и такое. (20)В Петербурге родилась и живет восьмилетняя девочка. (21)Она замечательно рисует (есть уже две выставки ее работ), учит несколько иностранных языков, мужественно справилась с грозящей инвалидностью... (22)Разве она не «ребенок — индиго»? (23)Только мне кажет­ся, что источник «чуда» здесь — родители, которые сделали все возможное и, вероятно, невозможное для своей дочери.

(24)Да, наверное, гением надо родиться. (25)Но вот во­прос: стал бы мальчик Саша Пушкин гениальным поэтом, не окажись он в лицее, где преподаватель словесности Ни­колай Федорович Кошанский заставлял воспитанников пи­сать стихи?

(По Н. Михайлову )

загрузка...