A+ A A-

Сочинение ЕГЭ по русскому. Проблема суеверия

Сочинение

Русский человек в силу широты души своей органично сочетает в своем бытии и древние обычаи, и суеверия, и ин­новации. Удивительно, но факт: научные достижения запро­сто уживаются в нашем сознании с антинаучными примета­ми, основанными на случайном совпадении или интуиции. Но нет, наверное, такого человека, который бы не верил в «преданья простонародной старины». Именно об этом гово­рится в тексте Н. Михайлова. Иронизируя, рассказчик при­знается, что сам верит в народные приметы, хотя понимает, что в век технологий и развитой науки это делать, по край­ней мере, смешно.

Хотелось бы поспорить с автором по этому поводу, одна­ко надо признаться, что вера в приметы жива и во мне. То­же приходится смотреть в зеркало, если возникает необхо­димость вернуться домой с полпути... Не все суеверия и приметы мы приемлем, многие канули в Лету, но те, кото­рые пережили тысячелетия и живы по сей день, наверное, заслуживают внимания не только обывателей, но и ученых. В этом я с автором солидарен.

Примеров описания примет и предсказаний в нашей ли­тературе немало. Вспомним «Слово о полку Игореве». Нака­нуне похода, 1 мая 1185 года, князь Игорь и вся его дружи­на стали свидетелями солнечного затмения, но князь Игорь пренебрег народной мудростью и не стал обращать внима­ния на грозное предупреждение. В итоге — ни славы себе не добыл, ни границ государства не укрепил, да еще и в плен попал. Не верь после этого в приметы! В этом же произведе­нии говорится и о вещем сне Святослава. Увы, все, что при­грезилось старому князю во сне, сбылось.

Второй том романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» заканчивается описанием кометы, которую могли видеть москвичи в зимнюю ночь накануне 1812 года. В народе это явление связывали не иначе как с концом света, и только Пьер Безухов радостно смотрел на комету, не испытывая ни толики всенародного ужаса. Однако именно на долю не ве­рующего в приметы Пьера выпало столько испытаний, что это перевернуло все его сознание и мировоззрение.

В патриархальной среде суеверия могли довести человека и до гибели. Так произошло с Катериной, главной героиней драмы А.Н. Островского «Гроза». Ведь Катерина страшно боялась грозы именно потому, что, согласно народному представлению, гроза была «карой Божьей за грехи челове­ческие». И мы помним, что признание Катерины в содеян­ном грехе у всех на глазах было вызвано именно грозой.

Конечно, в век компьютерных технологий мы продолжа­ем верить в приметы и предсказания. Нам так проще объяс­нить свои собственные неудачи и невезение. Но не стоит сбрасывать со счетов эту часть народной культуры, потому что в ней хранится память не одного поколения, аккумули­руются народная мудрость, наблюдательность, проницатель­ность. Это тот жизненный опыт, который передали нам предки и которым мы должны правильно распоряжаться.

Текст

(1)Выхожу из дома на работу и... (2)Ну, конечно, опять забыл мобильник! (З)Возвращаюсь — куда же нынче без этой штуки! (4)Вернувшись, заглядываю в зеркало, как учила меня в детстве бабушка. (5)Примета такая: а то «пути не будет». (б)Какое это имеет отношение к моей патологиче­ской забывчивости — не знаю. (7)Но в зеркало на всякий случай смотрюсь: мало ли что.

(8)Ну разве не парадокс? (9)Вот он, мобильный телефон, — свидетельство бурного прогресса науки и техники наших дней, и тут же — очевидный (куда уж очевиднее!) атавизм древних суеверий. (10)Не удивительно ли: пришедшие из далекого язычества, из мрачного и невежественного средне­вековья суеверные приметы постоянно и беспощадно разо­блачает наука, осуждают все традиционные религии, пори­цают учителя и воспитатели, а они живут из века в век!

(И)Просвещение, конечно, сильно поколебало древние представления. (12)Уже в XIX веке суеверные приметы счи­тали патриархальными предрассудками. (13)Помните, у Пушкина? (14)«Татьяна верила преданьям / Простонарод­ной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И пред­сказаниям луны...» (15)Наивная сельская барышня — что с нее взять! (16)Но ведь и сам Пушкин верил, да еще как ве­рил! (17)А он-то был европейски образованным человеком, умнейшим человеком России, как сказал о нем Николай I. (18)Нет, проводить прямую зависимость между цивилизаци­ей и искоренением суеверий я бы поостерегся.

(19)Во-первых, приметы приметам — рознь. (20)Нелепо сомневаться, например, в предсказаниях погоды, основан­ных на вековых наблюдениях наших предков: красный за­кат — к жаркому дню, кошка клубком — к морозу. (21)А во-вторых, и отношение к приметам разное. (22)Для одних это не более чем игра: заглянуть в зеркало и посмеяться над собой. (23)Для других — фольклор, загадки народной куль­туры. (24)Почему столько примет связано, например, с тем же зеркалом? (25) Для третьих, к сожалению, — внушенная шарлатанами слепая вера в порчу, сглаз и прочее.

(26)А для многих — результат чудесных совпадений примет и случившихся событий. (27)Но ведь такие ничем не объяснимые совпадения были, есть и будут всегда. (28)3начит, и суеверия будут всегда. (29)И всегда покажутся чудом, как бы ни относились к такому чуду наука и рели­гия. (ЗО)Да и кто сказал, что где-то у кого-то существует монополия на чудо!

(31)«Не верить в возможность предсказаний нельзя, — говорил Достоевский. (32)— Все верят, но если не призна­ются, то единственно из малодушия». (ЗЗ)Можно улыбнуть­ся этим словам Федора Михайловича, однако это убеждение он вынес из совпадений примет и реалий своей жизни.

(34)Я вовсе не хочу петь гимн суевериям и приметам. (35)В XXI веке это смешно. (36)Но если вы меня спросите, надо ли переходить на другую сторону улицы, встретив чер­ную кошку...

(37)А и перейдите, если очень хочется. (38)Вреда не бу­дет. (39)Мало ли что.

(По Н. Михайлову )

загрузка...