A+ A A-

Сочинение ЕГЭ. Проблема роли учителя в формировании личности

Текст

(1)Александра Ивановна... (2)Может быть, любовь к пер­вой учительнице, если вам на нее повезло, так же необхо­дима и естественна, как и первая любовь вообще?

(3) Вспоминая    свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким-то образом нераз­дельно слились два чувства — любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала.

(4) Она почти каждый день читала нам что-нибудь из рус­ской классики или несколько реже что-нибудь из современ­ной, чаще всего антифашистской литературы.

(6) Осталось в памяти чтение «Капитанской дочки» Пуш­кина, как минуты сладчайших переживаний. (б)Если в об­ласти духа есть чувство семейного уюта, то я его впервые испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стоя­ла мурлыкающая от удовольствия тишина.

(7)  Помню, Александра Ивановна заболела, и ее три дня за­меняла другая учительница. (8)На последнем уроке она пыта­лась продолжать чтение «Капитанской дочки», но как только мы услышали ее голос, нас охватили ужас и отвращение.

(9)Это было совсем, совсем не то! (Ю)Видно, она и сама это почувствовала, да и ребята в классе расшумелись с ка­кой-то искусственной злой дерзостью. (11)Она закрыла кни­гу и больше не пыталась нам ее читать.

(12)Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой по­чувствовали чужеродность ее чтения. (13)Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно ее голос сказались. (14)Но было и еще что-то. (15)Этим пре­пятствием была сама временность пребывания этой учи­тельницы с нами. (16)Книга нам рассказывала о вечном, и сама Александра Ивановна воспринималась как наша веч­ная учительница, хотя, конечно, мы понимали, что через год или два ее у нас не будет. (17)Но мы об этом не задумы­вались, это было слишком далеко.

(18)Недавно, читая записки Марины Цветаевой «Мой Пушкин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству впечатлений. (19)Мятежную душу бу­дущего поэта поразил в этой книге Пугачев, он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. (20)Меня жб, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал Савельич. (21)Не только меня, я уверен, и весь класс.

(22)В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, кото­рый не всегда мог позволить себе в жизни. (23)Тут предан­ность выступает во всех обличьях. (24)Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах. (25)И вот эта идея преданности с неожиданной силой по­гружала нас в свой уют спокойствия и доверия. (26)Идея преданности самой идее, которая, по-видимому, из-за отсут­ствия других воплощений высоких человеческих страстей развивалась в нас с трагической (о чем мы не ведали), а иногда и уродливой (о чем мы тем более не ведали) силой.

(27)Может быть, именно поэтому чтение «Капитанской дочки» производило тогда такое сладостное, такое неизгла­димое впечатление. (28)И именно поэтому мы оттолкнули (чуть-чуть уродство) попытку другой учительницы продол­жать чтение.

(По Ф. Искандеру)

Сочинение

Почему одни люди любят читать, а другие — нет? Поче­му одни помнят своих учителей всю жизнь, а другие забы­вают почти сразу же, оставив порог школы? На эти вопросы можно найти ответы в тексте Ф. Искандера. Рассказывая о своем школьном прошлом, автор отмечает, что учителя ли­тературы Александру Ивановну ученики любили и понима­ли, а учителя, пришедшего на замену, не воспринимали ни­как. Все это происходило потому, что Александра Ивановна была предана своему делу, сама любила литературу и умела раскрыть красоту и мудрость русского слова. Эта искренняя любовь передалась и детям.

Проблема хорошего учителя, неформально относящегося к своему предмету, сегодня актуальна как никогда. Но и в былые времена ей уделялось немало внимания, и русская литература тому свидетельство. Возьмем, к примеру, А.С. Пушкина. В повести «Капитанская дочка» им вырисо­ван француз Бопре, который «в отечестве своем был парик­махером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Рос­сию pour Ktre outchitel, не очень понимая значение этого слова». Понятно, что Бопре стал учителем случайно, волею судеб, особого рвения и старания к воспитанию Пети Грине­ва не прилагал, поэтому ни о какой любьи к предмету, а тем более учителю не могло идти речи. А малограмотный дядька Савельич вызывал у Гринева уважение и признательность, потому что он учил барина жизни, учил, как беречь честь смолоду. Да и в судьбе самого Пушкина няня Арина Родио­новна Яковлева сыграла большую роль, чем гувернеры и учителя: именно она привила поэту «любовь к отеческим гробам», «к преданьям старины глубокой» и русским на­родным сказкам. Всю жизнь Пушкин отзывался о ней неж­но и ласково, подчеркивая любовь не только к русской женщине, но и ко всему русскому народу с его мудростью, поэтичностью, искренностью.

Любовь порождает только любовь. Она в детстве форми­рует лучшие человеческие качества и правильное отношение к миру. Именно об этом говорится в первой книге «Детство» трилогии Л.Н. Толстого. Создавая образ учителя Карла Ивановича, автор постоянно подчеркивает профессионализм и мастерство педагога. И если в классной комнате Карл Иванович был строгим и требовательным, то вне занятий он всегда был добрым и участливым человеком. Николенька Иртеньев это прекрасно понимал, поэтому в каждой своей мелочной обиде на учителя старался искренне раскаяться. Называя Карла Ивановича «милым стариком», Николенька отвечает именно той любовью, которая выросла из любви учителя к ребенку.

Через сто лет В. Распутин в повести «Уроки французско­го» в образе Лидии Михайловны изобразил не только профес­сионала, но и чуткого, понимающего, не безразличного к судьбе каждого ребенка учителя. Чего только не придумыва­ла Лидия Михайловна, чтобы накормить вечно голодного де­ревенского мальчика, привезенного в райцентр на учебу! А когда была застигнута директором за непозволительным за­нятием — играла «в пристенок», чтобы мальчик «выиграл» немного денег, — была уволена. Она навсегда уехала на Ку­бань, но главный герой никогда ее не забудет. И не потому, что Лидия Михайловна присылала ему макароны и яблоки, нет, а за то, что приняла живое участие в его судьбе.

Быть учителем — нелегкая задача. Быть хорошим учи­телем — это счастье и для учителя, и для учеников. Потому что из любви к предмету (не обязательно к литературе) про­растает любовь к тем, кто этим предметом овладевает. И ученики в знак благодарности за труд, за интерес, за само­отверженность платят тем же — любовью. Счастливы те, у кого были в жизни такие учителя.

 

 

загрузка...