A+ A A-

Нравственный конфликт личности как результат разобщенности разума и чувства. Сочинение ЕГЭ

 

Каждый из живущих на земле рано или поздно, час­то или крайне редко вступает в конфликт с окружаю­щим миром и людьми. Выходит победителем только тот, кто готов на разумный компромисс, на душевную теп­лоту и возможность прощения. Таких людей немного. Но еще меньше тех, кто выходит победителем из слож­нейших внутренних конфликтов личности. В основе серьезных внутренних противоречий, как правило, ра­зобщенность разума как способности человека здраво оценивать жизненные ситуации и чувства как эмоцио­нального порыва и полета души. Возможен ли выход из подобного конфликта? Далеко не всегда. Если человек не способен по тем или иным причинам установить в своей душе гармоничное единство интеллекта и эмоций, трагедия неизбежна.

Ярким примером подобной дисгармонии личности является Григорий Александрович Печорин, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего време­ни». Нет никаких сомнений в том, что он чрезвычайно умен. Но в силу общественно-исторической обстановки и особенностей воспитания он не в состоянии найти дос­тойное применение своему разуму. Чувства Печорина находятся в столь же печальном состоянии: пресытив­шись в юности забавами и развлечениями высшего об­щества, испытав одиночество и разочарование в любви, герой пришел к тяжелейшему скептицизму, к абсолют­ному неверию в дружбу и любовь. Вероятно, какое-то время он жил, не мучимый терзаниями: презрительно смотрел на людей, их пороки и недостатки. Привык к одиночеству. Но, оказывается, без светлых чувств и по­ложительно направленного разума не может человек жить на свете. Вот и герой М.Ю. Лермонтова, внешне оставаясь полным скептиком, тянется все же к новым эмоциям, впечатлениям; его острый ум жаждет дея­тельности. Вероятно, поэтому он и отправляется на Кавказ, туда, где идет война и все чувства и поступки людей обострены чрезвычайно. Печорин жадно ищет новых ярких и опасных впечатлений, вторгается в чу­жие жизни, разрушает их в надежде найти внутреннее единство разума и чувств. Но увы! Человек, находящий­ся в сложнейшем внутреннем конфликте, не может дол­го питаться чужими радостями и горестями. Нужно со­вершать серьезную внутреннюю работу души и ума. Но для этого Печорин слишком эгоистичен и самовлюблен.

Вероятно, он так и не смог найти единства разума и чувств. Поэтому мы, читатели, так и не знаем, чем за­вершился его нравственный конфликт личности. А бы­ла ли у него хотя бы малейшая возможность его разре­шить? Думается, что была: он искренне любит Веру, в «Фаталисте» его воля и решимость помогли спасти лю­дей. Но не зря В.Г. Белинский называет Печорина «страдающим эгоистом»: живя только для себя, одно­временно причиняя боль другим и страдая от этого, не­возможно достичь гармонии личности.

Таким образом, можно сделать вывод: в основе мно­гих внутренних нравственных конфликтов личности лежит противоречие между разумом и чувством. Един­ства этих составляющих гармонии человека достичь можно только серьезной внутренней работой над собой, на которую способны только сильные люди.

 

загрузка...