A+ A A-

«Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни». (Л. Толстой). Сочинения ЕГЭ: Разум и чувства

 

На протяжении всей жизни человека разум и чувство играют важную роль. Разум дан для того, чтобы человек

16 мог анализировать свои поступки, контролировать свои действия, сдерживать излишние эмоции, предостере­гать человека от необдуманных поступков. Разум все всегда взвешивает. А чувство — это высшая форма эмо­ционального отношения человека ко всему, что его ок­ружает. Что важнее для человека: разум или чувство? Как человек должен жить? Руководствоваться разумом или давать волю своим чувствам?

Поиски ответов на эти вопросы занимали умы поэтов и писателей. Герои многих литературных произведений нередко оказывались перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Обратимся к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Базаров и Одинцова... До встречи с Одинцовой База­ров — человек разумный, уверенный в своих силах, гордый и целеустремленный. Он не способен на какие- либо чувства. Это лишнее в его жизни, все это роман­тизм. Но как только появляется Одинцова, герой меня­ется. Он уже не может сохранить выдержку, самообла­дание и полностью, сам того не осознавая, погружается в море чувств. От цинизма, свойственного ему (вспом­ним: «на остальных баб не похожа»), не остается и сле­да. Он понимает, что чувства начинают преобладать над разумом. Как это в романе показывает Тургенев? База­ров идет в лес, топает ногами, ломает сучья, словно хо­чет подавить в себе это чувство любви, так неожиданно и некстати вырвавшееся наружу. Он с негодованием осознает, что становится романтиком. Удается ли ему справиться с собой? Вряд ли. Он только загоняет свое чувство вглубь. Базаров убегает от любви к родителям. Случайное заражение тифом приводит его к смерти. Одинцова приезжает к нему попрощаться. И вот тут чи­татель видит, что чувства Базарова все-таки победили разум. Увидев Одинцову, он позволяет себе «рассыро- питься». Когда-то Базаров просил Аркадия не говорить красиво. Метафора «дуньте на умирающую лампаду» ярко свидетельствует о том, что, оказывается, Базаров тоже умеет говорить красиво.

А что же Одинцова? Она лишена чувства любви, как, впрочем, и других чувств. В отношениях с Базаровым ее больше всего беспокоило то, как бы все это не привело к чему-нибудь. В ее жизни преобладает только разум. И в конце романа мы видим, что Одинцова выбирает спо­койный образ жизни, она опять выходит замуж и опять без любви.

Нельзя не вспомнить еще один роман. Это роман- эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Хотелось бы обра­тить внимание на образ Наташи Ростовой. Сущность Наташи — любовь. Это чувство посещает ее впервые на балу, где она встречает Андрея Болконского. Но Наташа и Андрей — люди разные. Он живет разумом, а она чув­ствами. Воссоединиться сразу с Андреем нельзя — надо подождать год, так распорядился старик Болконский. Могла ли Наташа подчинить в данной ситуации свои чувства разуму? Наверное, нет. Она жаждет любви, она хочет быть с Андреем. А ей говорят, что надо подож­дать. Она должна любить сейчас и быть любимой и по­этому начинает испытывать влечение к красавцу Ана- толю Курагину, а потом решает с ним бежать. Вот тут-то разум должен был бы заговорить. Ан нет! Наташа слу­шает только свое сердце и совершает ошибку, за кото­рую жестоко поплатилась. Надо было обуздать свои чув­ства, остановиться. Но Наташа еще так юна, чтобы слышать голос разума...

Итак, сделаем вывод. Разум и чувства идут рядом. Жить только одним разумом нельзя, потому что если человек будет руководствоваться только разумом, то жизнь будет однообразна, скучна, неинтересна. Только чувства могут сделать жизнь содержательной, насы­щенной, яркой.

 

загрузка...