A+ A A-

Связаны ли жизненные ошибки и духовная деградация человека?. Сочинение ЕГЭ

 

Весь школьный опыт чтения лучших произведений русской классики убеждает в том, что человек должен всю свою жизнь духовно расти, развиваться и совершен­ствоваться. Именно так и живут многие любимые лите­ратурные герои. Но русская литература показывает и ужасающие примеры духовной нищеты, деградации личности. Безусловно, причин для нравственного паде­ния может быть очень много. Попытаемся рассмотреть одну из них: духовная деградация личности как следст­вие неисправленных и вовремя не понятых жизненных ошибок.

Обратимся к рассказу А.П. Чехова «Ионыч». Глав­ный герой произведения, Дмитрий Ионыч Старцев, по­является в городе С. сразу после окончания медицин­ского курса. Он молод, полон желания служить людям и любимому делу. Практического жизненного опыта, ни положительного, ни отрицательного пока нет. Что же происходит с этим явно умным, одаренным человеком? Он совершает слишком много непоправимых жизнен­ных ошибок: под влиянием обывательской, пошлой ме­щанской среды доктор перестает расти профессиональ­но: больные больше его не интересуют, нужны только их деньги. Старцев перестает пренебрегать самой фор­мой мещанского существования: он бывает у Туркиных, бездарных и ограниченных людей, и все меньше проти­вится их примитивным шуткам и неталантливости. Ге­рой отказывается от мечты полюбить, полюбить верно, искренне, преданно. Вот те ужасные, непоправимые ошибки, которые он совершает. Последствия неосоз­нанных ошибок ужасны: полное одиночество, жажда материальной наживы, утрата своего профессионально­го и человеческого предназначения. В итоге в конце произведения мы видим совершенно деградировавшего нравственно человека, лишенного духовных запросов и потребностей.

Великий русский писатель А.П. Чехов пытается най­ти ответ на вопрос, почему же возможно столь стреми­тельное и абсолютно необратимое падение личности. Вероятно, одна из причин — нежелание, возможно, не­умение героя осознавать и анализировать свои ошибки. Вероятно, он, человек образованный и интеллектуально развитый, мог это сделать. Но не хватило жизненного опыта, который подсказал бы Ионычу, что деградация личности неизбежна, если перестать жить духовными запросами, стремиться к новым высотам в профессии. Тогда даже такой пошлый мещанский город, какой по­казан в рассказе, не станет препятствием для развития человека. Жаль, что герой Чехова не осознает такой ис­тины. Именно по этой причине он все ниже и ниже нравственно опускается, превращаясь из хорошего док­тора Дмитрия Ионыча Старцева в Ионыча, жадного, бессердечного, одинокого человека.

 

загрузка...