A+ A A-

Сочинение ЕГЭ: Опыт и ошибки. «Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика».

 

Человек рождается, растет, взрослеет. По мере взрос­ления он приобретает знания, познает окружающий мир, набирается опыта. Опыт помогает человеку учить­ся жить. Но очень часто опыт набирается путем ошибок и проб.

Говорят, что на ошибках учатся. Мы не всегда заду­мываемся над этими словами. Так устроен человек, что пока сам не познает, не увидит, не попадет в трудную ситуацию, не сделает для себя верных выводов. Что же такое опыт? Какие надо совершить ошибки, чтобы его приобрести? Какой ценой? За ответами на эти вопросы обратимся к художественной литературе.

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Главный герой поэмы Мцыри живет в монастыре, в мире смирения и послушания. Но рожден Мцыри был для другого, в нем кипит кровь гордого и свободолюбивого человека. И вот во время грозы юноша бежит из монастыря. Там, на свободе, он познает мир. И этот прекрасный мир остав­ляет в душе Мцыри неизгладимое впечатление. Всего три дня был Мцыри на свободе, но эти три дня дали ему возможность увидеть другой мир, не тот, который он видел в монастыре. Вскоре юноша понимает, что заблу­дился, что совершил страшную ошибку. Оказывается, все эти три дня он кружил вокруг монастыря. Мцыри не знал, куда идти. Зато за эти три дня он узнал, что такое настоящая жизнь, он приобрел жизненный опыт. Мцы­ри научился чувствовать и понимать природу, он на­слаждался ею. А встреча с прекрасной грузинкой рож­дает в нем самое великое чувство — чувство любви. Он познает радость победы (битва с барсом). Всего три дня — и целая жизнь! Вот цена его ошибки! И Мцыри ни о чем не пожалел. Когда он увидел, что вновь пришел к монастырю, он понял, что не сможет больше жить так, как прежде.

Рассматривая данную тему, хотелось бы остановить­ся на еще одном произведении. Это повесть М.А. Булга­кова «Собачье сердце». Действие происходит в Москве. Грязные улицы, вывески, обещающие светлое будущее, непогода, жалкий бездомный пес с обожженным бо­ком — все это производит гнетущее впечатление. В этой разрухе и хаосе автор рисует образ профессора Преоб­раженского. Он сыт, доволен, у него есть любимая рабо­та. И вот этот обеспеченный господин идет на необыч­ный эксперимент. Он подбирает на улице бродячего голодного пса и проводит уникальную операцию по омоложению организма. Но вместо омоложения из сим­патичного и несчастного пса он получает чудовище в че­ловеческом облике. С общечеловеческой и нравственной точки зрения он совершает страшную ошибку, нарушив естественные законы жизни. Совершив такую ошибку, профессор мучается, переживает, понимая всю ответст­венность за содеянное. Осознавая свою ошибку, он пу­тем второй операции возвращает Шарикова в его преж­нее состояние. Преображенский приобрел опыт, хотя и горький. В финале повести мы видим его совсем другим: он весел, поет любимую песню, гремит склянками, что- то творит. Он учел свои ошибки? Да, конечно. Он будет заниматься своим любимым делом — наукой. Может быть, это будет другая операция. Этот упорный, настой­чивый человек будет добиваться своей цели.

Да, мы видим, что слишком дорого заплатили герои рассматриваемых произведений за свои ошибки. Но, может быть, оно того стоит? Ошибаясь, человек обрета­ет опыт, учится жить дальше.

 

загрузка...