A+ A A-

Сочинение на тему: Можно ли считать Матрену Тимофеевну Корчагину счастливой? (по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

«Кому на Руси жить хорошо» — итоговое произведение Н.А. Некрасова, в котором поэт хотел изложить все, что он знал о на­роде. Вот почему так органично входит в это произведение одна из главных тем некрасовского творчества — судьба русской женщины. Особенно обстоятельно она представлена в главе «Крестьянка» из по­эмы «Кому на Руси жить хорошо», где нарисован образ замечатель­ной русской женщины Матрены Тимофеевны Корчагиной. Именно к ней жители окрестных деревень отсылают мужиков-странников, за­думавших найти того, «кому живется весело, вольготно на Руси». По­чему же именно эту женщину считают счастливой, и подтверждает ли сюжет данной главы такое мнение?

Для ответа на поставленные вопросы необходимо определить ав­торскую позицию, поскольку именно в соответствии с ней выстраива­ется все повествование. Русская женщина всегда была для Некрасова воплощением национального характера, главной носительницей са­мих основ жизни народа. Вот почему так важно было в поэме о на­родной судьбе показать, каково положение в современной поэту Рос­сии русской женщины. Ведь счастье матери, жены, хранительницы домашнего очага и вечной труженицы — это и есть залог благополу­чия любого общества во все времена.

Показательно, что в поэме мы слышим не авторский голос — это рассказ самой Матрены Тимофеевны о своей судьбе. Такая форма по­зволила добиться особой искренности и достоверности изображения. При этом возникает явный контраст в оценке своей жизни самой Кор­чагиной с мнением окружающих ее людей. Только удачное стечение обстоятельств привело к тому, что она и ее еще не рожденный ребе­нок не погибли, а жена губернатора удивительным образом становит­ся для них покровительницей — крестной матерью маленького Лио- дорушки.

Но это счастье выстрадано всей предшествующей жизнью. В ней были тяжкие испытания: подневольная жизнь невестки в семье мужа, «обиды смертные», плетка, бесконечная работа, голод и самое страш­ное — смерть ребенка. И ужасно то, что это так типично для судьбы русской крестьянки! Недаром в этой главе очень много песен, фольк­лорных образов и мотивов, а в эпизоде, связанном со смертью Де- мушки, поэт использовал причитания (похоронные плачи) знамени­той сказительницы Ирины Федосовой. Все это позволяет прийти к' общему выводу, который особенно горько звучит в устах Матрены Тимофеевны: «Ключи от счастья женского, / От нашей вольной во­люшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого!».

И все же вопрос о счастье русской женщины не столь однозначен. Ведь многочисленные горести и беды не сломили ее стойкий дух, не подорвали внутреннюю силу и волю к жизни. Она сумела сохранить душевное тепло и красоту, не утраченную даже под гнетом тяжкого труда « забот.

И даже если автор, так замечательно нарисовавший образ Матре­ны Тимофеевны, хотел подчеркнуть мысль о «страданиях народа», читатель вправе считать такую женщину счастливой.

 

загрузка...