A+ A A-

Сочинение на тему: «Герой нашего времени»: роман или сборник новелл?

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» создан на стыке двух художественных методов: романтизма и реализма. Согласно роман­тическим канонам образ главного героя разработан глубоко и проти­востоит всем прочим персонажам. Вся система образов выстроена так, что под разными углами зрения высвечивается центральный пер­сонаж. Каждый герой наделен сложным характером. Это вполне реа­листические образы.

Само название романа «Герой нашего времени» говорит о том, что автор рассматривает личность в контексте общества и эпохи. «Ге­рой нашего времени» — социально-психологический, философский роман. Конфликт личности и общества здесь острее, чем в «Евгении Онегине». Печорин «бешено гоняется за жизнью», но ничего от нее не получает. Конфликт воплотился не только в типическом показе личности, но и в изображении представителей «водяного общества», их жизни, развлечений.

С каждым героем у Печорина складываются свои отношения. Он стремится любыми средствами прорваться за внешнюю маску героев, увидеть их истинные лица, понять, на что каждый из них способен. Печорин противостоит ненавидящему его «водяному обществу», стреляется с Грушницким, вмешивается в жизнь «мир­ных контрабандистов», влюбляет в себя юную Бэлу, дочь мирного князя.

История взаимоотношений Печорина и Вернера полна драматиз­ма. Это история несостоявшейся дружбы людей духовно и интеллек­туально близких.

В отношениях с Верой Печорин наиболее противоречив, здесь до­ведены до максимума, до высшего накала те силы, которые опреде­ляют все его связи с людьми.

Проблема личности раскрывается в психологическом плане через психологический портрет, построенный на антитезах и оксюморонах («...пыльный бархатный сюртучок его позволял разглядеть ослепи­тельно чистое белье», глаза «не смеялись, когда он смеялся»), через самоанализ, через внутренние монологи («Я иногда себя презираю... не оттого ли я презираю и других?..», «.. .зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначе­ние высокое...»)

Без философского аспекта романа нельзя понять ни смысла эпохи, ни сути образа главного героя. «Журнал Печорина» наполнен размышлениями о смысле жизни, о взаимоотношениях личности и общества, о месте человека в череде поколений, о вере и безверии, о судьбе. Композиционно эту тему завершает глава «Фаталист», насы­щенная философской проблематикой.

Основная черта характера Печорина — рефлексия. Он постоянно анализирует свои мысли, поступки, желания, пытается раскрыть кор­ни добра и зла в одном человеке. Но рефлексия Печорина гипертро­фирована, она уродует душу, искажает развитие личности, делает и героя, и тех, с кем его сводит судьба, несчастными.

Своеобразие романа заключается в том, что, несмотря на то что части различаются в жанровом отношении, роман не распадается и не представляет собой сборник новелл, так как все части объединены одним главным героем; раскрываются характеры героев от внешнего к внутреннему, от следствия к причине, от эпического через психоло­гическое к философскому.

 

 

загрузка...