A+ A A-

Сочинение на тему: Характер Татьяны: цельность или противоречивость? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Проблема долга и счастья является важнейшей проблемой романа в стихах «Евгений Онегин».

Татьяна появляется в романе семнадцатилетней девушкой:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Взрослеет, меняется внешне, но для нее неизменным остается по­нятие чести и долга, которое является доминантой этого женского об­раза.

В начальных главах романа Татьяна предстает человеком внут­ренне противоречивым. В ней уживаются подлинные чувства и чув­ствительность, внушенная сентиментальными романами, которые ей «заменяли все». Татьяна воображает себя героиней любимых книг и ожидает «кого-нибудь», похожего на Грандисона или Малек-Аделя, поэтому, встретив Онегина, Татьяна увидела в нем воплощение всех лучших качеств любимых героев. В ней было что-то романтическое, недаром Ленский сравнивает ее со Светланой Жуковского.

Поведение влюбленной Татьяны строится по известным ей ро­манным моделям. Ее письмо написано по-французски («она по- русски плохо знала»), образцом послужили письма из прочитанных ею романов. Автор переводит его, высвобождая подлинные чувства героини из плена книжных шаблонов. То, что Татьяна вступает в переписку с незнакомым молодым человеком и первая признается ему в любви, делает ее поступок невозможным с точки зрения свет­ских приличий.

Переворот в судьбе Татьяны происходит в 7-й главе. Внешние пе­ремены в ее жизни только следствие сложного процесса, который шел в душе Татьяны после отъезда Онегина. Оказавшись в его усадьбе и пы­таясь понять своего героя по оставленным там книгам, она поняла, что ее возлюбленный — человек донельзя загадочный:

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще...

И снова Татьяна видит не реального Онегина, а того, кого подска­зало ей воображение.

Не надеясь на новую встречу и взаимность возлюбленного, Татья­на делает решающий нравственный выбор: соглашается ехать в Мо­скву. Она любит Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьей.

И в последнем эпизоде романа, в последнем монологе («Но я дру­гому отдана; / Я буду век ему верна») Татьяна подтверждает выбор, сделанный раньше. «Урок Онегину» полон несправедливых упреков, замечаний. Татьяна не понимает чувства героя, видит в его любви лишь светскую интригу, желание уронить ее честь. Вновь, как когда- то в деревне, Татьяна не видит подлинного Онегина.

Монолог Татьяны отражает внутреннюю драму. Любя друг друга, они не будут никогда вместе. Татьяна уверена, что нельзя построить счастье на несчастье другого, поэтому Татьяна Ларина является ге­роиней совести, а не любовной героиней.

Встреча героев — это невстреча во времени.

 

загрузка...