A+ A A-

Сочинение-рассуждение по тексту. Угрызение совести

Совесть и безответственность... Могут ли эти ка­чества уживаться в одном человеке? Как кажется • нет, но иногда такое бывает в силу незрелости са­мосознания. Именно об этом пишет Е. П. Екимов.

В тексте речь идёт о встрече отца и сына (он же рассказчик) со старой нянькой Марьяной, находив­шейся в доме престарелых. Автор говорит, что ду­шевная доброта и любовь старушки сохранилась к членам этой семьи. Она старалась перед ними выглядеть счастливой, чтобы не расстраивать до­рогих ей людей. Однако на самом деле Марьяне, привыкшей быть нужной, было трудно на новом месте жительства, поскольку пожилому человеку всегда сложно перестроить образ жизни без близ­ких. Не правда ли, какой-то парадокс? А дело в том, что в нормах нашего общежития не прижи­лась ответственность за тех, кто ранее тебе отдавал всю душу, а потом вдруг стал вовсе не нужным.

Привлекает внимание фрагмент текста, пове­ствующий о просьбе старой няньки — пенсию перевести в банк, а позже, после смерти, отдать са­мому младшему в этой семье. Поражаешься доб­рому сердцу Марьяны, которое излучает теплоту, несмотря на сложившиеся обстоятельства.

Кстати, бывший воспитанник заметил за её «счастливым видом» грусть и тоску. Разгадав её внутреннее состояние, рассказчик не смотрит ей в глаза. Видимо, не может предложить няне хоть на недельку погостить у него дома.

Идейным центром данного текста являются ду­шевные терзания молодого человека, узнавшего о смерти старушки. Он всячески пытается успоко­ить свою совесть размышлениями об участи одино­ких людей в старости и о смерти, как закономерном явлении. Но тем не менее на сердце у него неспо­койно, потому что ошибки прошлого ему не испра­вить. Он ничего не сделал для своей няни: по хри­стианским канонам не проводил в последний путь, не поставил ей креста. Да впрочем, он даже не зна­ет, где её могила.

Взгляд Е. П. Екимова на существующую ситуа­цию таков: временное безразличие к судьбе близ­кого человека впоследствии превращается в «диаг­ноз», называемый угрызением совести. Действи­тельно, надо при жизни близких быть к ним вни­мательным.

Известно, что на земле есть альтруисты, их доброту окружающие воспринимают как норму, но сами при этом не отвечают им тем же. И только после их ухода из жизни осознают несправедливое отношение к ним. Как факт достаточно вспомнить героиню рассказа «Матрёнин двор» А. Солжени­цына. Героиня всю жизнь бескорыстно работала на колхоз, на соседей. При этом никто не помог ей даже оформить пенсию. И только нелепая смерть пожилой Матрёны заставляет задуматься: а кто теперь будет на селе в качестве «скорой помощи» и почему не ценили её при жизни?

Хочется заметить, что проблема доброго отно­шения к близким актуализируется и в рассказе Ф. Абрамова «Котина доброта», герои которо­го поочередно совершили ошибки. Сначала дядя безответственно отнёсся к судьбе маленького пле­мянника, не дав ему крова и куска хлеба. Потом и повзрослевший Николай ненароком повторил эту ошибку: он каждый вечер напоминал старику о прошлом, в результате такого психологического гнёта последнего не стало.

Таким образом, писатели, как высочайшие гу­манисты, преподносят жизненные истории в каче­стве поучительного урока, темой которого являет­ся своевременное включение совести в отношении судьбы близких, поскольку ничто впоследствии не сможет оправдать обратную линию поведения, причём даже неплохих людей, но не сумевших проявить ответственность за жизнь того, кто по­дарил ранее добро, а возможно, и связан узами родства.

 

 

загрузка...