A+ A A-

Частотные проблемы в текстах ФИПИ и возможные к ним аргументы

 

  1. Отношение человека к природе.  Айтматов. Роман «Плаха»:

—   отстрел сайгаков в Моюнкумской пустыне;

—   истребление редкой породы волков;

—   уничтожение озера Алдаш.

  1. Б. Васильев. Роман «Не стреляйте белых ле­бедей »:

—   отстрел птиц, занесённых в Красную книгу.

  1. В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой»:

—      затопление острова в связи со строитель­ством ГЭС;

—    сжигание величественного дерева («царский листвень»).

  1. В. Распутин. Повесть «Живи и помни»:

—    жестокость Андрея Гуськова по отношению к подстреленной косули.

  1. Г. Троепольский. Повесть «Белый Бим Чёр­ное Ухо »:

—    преданность и верность собаки своему хозяи­ну.

6. А. Чехов. Рассказ «Каштанка»:

—     доброе отношение к заблудившейся собаке и её верность своему хозяину.

  1. Отношение к детям-сиротам.
  2. А. Приставкин. Повесть «Ночевала тучка зо­лотая »:

—   равнодушие воспитателей томилинского дет­ского дома к детям во время войны.

  1. Ф. Абрамов. Рассказ «Котина доброта»:

—    родной дядя не приютил племянника во вре­мя войны.

  1. Л. Бородин. Повесть «Третья правда»:

—Андриан Селиванов воспитывает дочь своего осуждённого друга.

  1. М. Шолохов. Рассказ «Судьбачеловека»:

—      Андрей Соколов усыновляет после войны мальчика-сироту.

  1. Страх и бесстрашие на войне.
  2. В. Распутин. Повесть «Живи и помни»:

—   главный герой Андрей Гуськов, испугавшись смерти, дезертирует.

  1. Б. Васильев. Роман «В списках не значился»:

—    главный герой Николай Плужников, перебо­ров свой страх, сражается с немцами до последнего дыхания.

  1. А. Толстой. Рассказ «Русский характер»:

—      Егор Дрёмов, выживший после возгорания танка (хотя и был признан по заключению комиссии как непригодный к строевой), возвращается в полк.

  1. А. Фадеев. Роман «Молодая гвардия»:

—    молодые юноши и девушки на оккупирован­ной территории немцами, не боясь смерти, ведут подрывную деятельность.

  1. Отношение к изменениям В русском языке.
  2. А.Чехов — блюститель языковой нормы. Писатель работал над языком и стилем своих про­изведений с чрезвычайной тщательностью и скру­пулёзностью. Отступления от нормы он мог позво­лить лишь в описании речевой характеристики героев в виде просторечных, диалектных, жаргон­ных слов. Так, знаменитая форма глагола «хочут», характерная для низших слоёв, употребляется Че­ховым в разных произведениях «Брак по расчёту» и «Свадьба», для того чтобы подчеркнуть уровень культуры говорящего: «Они хочут свою образован­ность показать и всегда говорят о непонятном».
  3. Р. Трахтенберг — современный писатель, пренебрегший в повести «Гастролёр» нормами русского языка. Язык его произведения характе­ризуется злоупотреблениями ненормированной лексики, что является пагубным явлением в плане целостности литературного языка.
  4. В. Бурняшев — современный писатель, пре­емник традиций писателей-классиков. Его истори­ческие романы «Гроза с Дону» и «Зальян» — сво­еобразная языковая лаборатория, в которой автор вместо грубых и вульгарных слов, испокон веков известных всем людям, представляет забытые рус­ские слова, репрезентирующие эмоционально-экс­прессивное богатство и эстетику национального русского языка.
  5. Честь и чувство собственного достоинства.

1. А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская доч­ка»:

— Пётр Гринёв — человек высоких моральных качеств, он отказывается от службы Пугачёву, так как присягу дал государыне, и заявляет бунтарю, что воевать будет против него, поскольку офицер­ский долг превыше всего.

  1. М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удало­го купца Калашникова»:

—    Калашников вступает в смертельный поеди­нок с царским опричником, защищая своё челове­ческое достоинство и честь семьи.

  1. А. Солженицын. Рассказ «Один день Ивана Денисовича»:

—     Главный герой Иван Денисович Шухов, уз­ник сталинского лагеря, в условиях царящих зве­риных порядков и законов смог выжить, сохранив в себе чувство собственного достоинства — муж­скую гордость, порядочность и честь. Он зек, но его одного лишь в лагере называли по имени-отчеству. И сам этот факт говорит уже о многом.

VI. Искусство на войне.

  1. А. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин»:

—    Главный герой Василий Тёркин, после госпи­таля добираясь в свою часть на попутке, из-за дви­гавшейся колонны желает скоротать время игрой на гармони. Идея всем попутчикам понравилась, и её осуществление свершилось. Звучание песни «Три танкиста» зарядило бойцов идти в огонь и в воду.

  1. К. Симонов. Стихотворение «Жди меня»:

—     Стихотворение стало популярным во время войны, потому что оно вселяло оптимизм и уверен­ность в победу. Оно переходило из уст в уста, его солдаты переписывали друг у дружки, оно звуча­ло со сцены, потому что каждый солдат хотел вер­нуться домой в свою семью.

  1. Личность учителя.
  2. В. Распутин. Рассказ «Урокифранцузского»:

—    Учительница Лидия Михайловна, узнав о тя­жёлом положении одного из своих учеников, начи­нает всячески помогать и поддерживать мальчика. Она, как настоящий педагог, даже после своего увольнения не забывает о нем, присылает посылки.

  1. Б. Васильев. Роман «Не стреляйте белых ле­бедей»:

—        Нона Юрьевна, школьная учительница, приютила своего ученика Кольку после ужасного инцидента с его отцом, проявив себя, как настоя­щий педагог, который не только даёт определён­ные знания, но и поддерживает в трудную минуту.

  1. В. Быков. Повесть «Обелиск»:

—   Заслуга учителя Алеся Ивановича Мороза со­стояла в том, что он делал из детей не послушных зубрил, а прежде всего людей, усвоивших нормы национальной и общечеловеческой культуры. Зна­чимость его авторитета среди учеников была вели­ка, а поступки его были поистине героическими (добровольно идёт на смерть, спасая при этом хотя бы одного из обречённых на казнь). И не случайно его бывший ученик, ставший впоследствии учите­лем, старается увековечить его память.

  1. Забвение традиций и значение памяти.

1. В. Распутин. Повесть «Прощание с Матё­рой»:

—     Писатель показывает, вопреки существую­щим человеческим нормам культуры, герои повес­ти по указке бюрократов уничтожают кладбище, поскольку после затопления острова дно озера бу­дет препятствовать движению теплоходов, пере­возящих туристов. Глумление над памятью пред­ков пытается прекратить старуха Дарья.

2. В. Быков. Повесть «Обелиск»:

—      Учитель Миклашевич, увековечив память своих товарищей, расстрелянных фашистами за связь с партизанами, пытался добиться офици­ального разрешения в отношении внесения в спи­сок на обелиск имени учителя Алеся Ивановича Мороза, однако, чувствуя, что бюрократические препоны не преодолеть, собственноручно краской перед своей смертью вписывает имя погибшего учителя, поскольку он был для них «настоящим человеком и учителем с большой буквы».

IX. Значение имени.

  1. В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой»:

—     Главную героиню зовут Дарьей, в переводе с древнеперсидского означает «воительница, одер­живающая победу». Она одна-единственная не мо­жет смириться с решением о затоплении родной земли. Она решительна и принципиальна, предана своей малой родине, дому и традициям своего на­рода. Защищая память предков, готова с лопатой и вилами биться до конца. Несмотря на все пери­петии на острове, старуха Дарья остаётся погибать вместе с ним.

  1. В. Токарева. Рассказ «Свинячья победа»:

—       Главная героиня Виктория Поросёнкова, имя которой означает «победа», воплощает свою мечту — условную любовь к диктору телевиде­ния Владу Петрову — в реальность, скорее всего, благодаря такому имени. Она срывает намечен­ную свадьбу своего возлюбленного путём звонка на «02», сообщив информацию о заложенной бом­бе в ресторане. Наблюдая за разворачиваемыми событиями между женихом и невестой, Виктория ненароком знакомится со своим возлюбленным. Ввиду сложившихся обстоятельств он приглашает её в свой дом в качестве няни больной дочери, а по­том делает предложение.

X. Взаимоотношения между поколениями.

  1. В. Токарева. Повесть «Я есть. Ты есть. Он есть»:

—    Сын главной героини Олег не может понять переживаний любящей его матери и в силу юноше­ского максимализма не посвящает её в главное собы­тие жизни: он тайно женился и потом заявил об этом как свершившемся факте. В семейном треугольнике мать, перешагнув через свой родительский эгоизм, пытается быть полезной молодой паре. Однако суп­руги не пускают её в свой замкнутый мир. Попытки установить дружеский мост с невесткой ни к чему хорошему не привели. Ирочка собрала вещи и ушла, а вместе с ней ушёл и Олег. Невоспитанность не­вестки и её неуважение к старшим стали причиной душевных страданий матери. Впоследствии, после случившейся аварии, сын считает, что мать помо­жет ухаживать за его беспомощной женой. И в этом он не ошибся. Анна сумела забыть обиды, нанесён­ные ей невесткой Ирочкой, и простить своего сына за женитьбу, а потом за молчаливый уход из семьи. Более того, она взяла на себя обязанности и «нянь­ки», и «врача», чтобы поставить на ноги искалечен­ную девушку после аварии.

  1. В. Астафьев. Рассказ «Людочка»:

—    Между матерью и дочерью царит отчуждён­ность. Люд очка чувствует себя в родном доме чу­жой. Мать видит своим прозорливым женским оком, что с Людочкой случилась беда. Как раз это был момент, когда можно было восстановить между родными людьми давно утраченную духов­ную связь. Однако сердце женщины зачерствело от жизни суровой, поэтому не поспешила на по­мощь дочери. Отсутствие взаимопонимания, не­желание поддержать в трудную минуту родного человека стало одной из причин ухода девушки из жизни.

XI. Правда и несправедливость (беззаконие, пе­регибы в политике).

  1. А. Приставкин. Повесть «Ночевала тучка зо­лотая »:

—     Во время Великой отечественной войны по правительственному приказу из-за нескольких предателей, пошедших в услужение к гитлеров­цам, весь чеченский народ был несправедливо пе­реселён с его родной, вековечной земли в другое место.

  1. А. Солженицын. Рассказ «Один день Ивана Денисовича»:

—       Главный герой Иван Денисович Шухов, один узников сталинских лагерей, несправедливо осуждённый по статье «за измену Родине». Хотя на самом деле он с товарищами попал в окружение немцев и ему удалось сбежать и добраться до сво­их, однако ему не поверили, посчитали, что вер­нулся из плена, поэтому он уже преступник и из­менник, как и морской капитан Буйновский, сто­личный интеллигент Цезарь, баптист Алеша. Все они жертвы социалистического режима.

  1. Л. Бородин. Повесть «Третья правда»:

—    Егерь Иван Рябинин, поймав браконьера — представителя местной власти — и не отпустив его, впоследствии в отместку оказался сам на скамье подсудимых. Он стал жертвой царящего режима, поскольку был женат на дочери белогвардейского офицера. А это в период постгражданской войны означало связь с предателями и изменниками Ро­дины. Несправедливые обвинения стали причиной его 25-летней каторги.

4. В. Быков Повесть «Обелиск»:

—       Бюрократические препоны в отношении увековечивания памяти учителя, совершившего гражданский подвиг во время войны.

 

загрузка...