A+ A A-

«О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон)

Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций.

Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям кажется, что имеют власть над ним. Но всё же практика показывает: время держит всех в «строгих» рамках, причём в соответствии с вековыми традициями. Оно неподвластно нико­му, поэтому человеку надо уметь жить в согласии с ним.

Время — это не только философская категория, но и период жизни человека в определённую эпоху. Одним на долю судьбы выпадают годы войны, дру­гим — мирное время. Однако человеческие пробле­мы, особенно нравственного порядка, не выбирают сроки их разрешения. Хотелось бы конкретно про­анализировать выдвинутое положение на произ­ведениях Б. Васильева «В списках не значился» и В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть».

Известно, что время — это настоящее, будущее и прошлое. Кстати, все эти категории в широком смысле представляют собой единую и неделимую ценность, благодаря чему жизнь продолжается. О будущем человечество всегда заботилось и хоте­ло видеть его радостным, пусть даже не для себя, а для других. В этом плане замечательным приме­ром является подвиг Николая Плужникова, пока­занный Б. Васильевым в романе «В списках не зна­чился» . Герой отдаёт свою жизнь во имя будущего.

Он делает правильный выбор: не заботится о себе, потому что для него важнее свобода родины.

Как видим, разум молодого лейтенанта в пол­ной гармонии с требованием времени. Война обя­зывает сосредоточиться на главном — свободе, — причём не личной, а свободе Отечества. Именно ради этого он до самой весны без еды, без воды, без оружия вёл «свою войну» с немцами, сохраняя знамя Брестской крепости. А ведь по правилам войны, если знамя не завоёвано, то и оккупиро­ванная территория не считается законной. Приме­чательно то, что Плужников соглашается выйти из подземелья только после услышанного ответа на вопрос о положении советской армии. Обрадо­ванный новостью о разгроме фашистских войск под Москвой, молодой человек говорит «перевод­чику» о надёжности захоронения знамени и по вы­ходе наверх достойно ведёт себя перед врагом. Об этом свидетельствует короткая фраза — «Я — рус­ский солдат». В результате услышанного немецкое командование салютовало ему как настоящему за­щитнику родной земли.

Итак, поведение Николая Плужникова соответ­ствовало требованиям времени, поскольку нужно было защитить страну с новым укладом жизни, в идеологии которой было развитие нравственных качеств (совесть и честь, ответственность и долг).

Интересно заметить: независимо от характера эпохи человечество не утратило в своём нраве та­кие чувства, как вера и доброта. К примеру, в по­вести В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть» пос­ле аварии, случившейся в жизни Олега и Ирочки, для Анны наступают тяжёлые дни с бесконечны­ми подсчётами капель для невестки. Да, героине трудно, порой она задумывается: «Зачем?». Но Анна смиряется и ежедневными усилиями ставит Ирочку на ноги. Для героини «длинная ночь» в её жизни сменяется «рассветом», чему способство­вала именно любовь к ближнему и чувство ответ­ственности за жизнь человека, т.е. всё то, что чело­вечество закрепила в своей традиции.

В. Токарева продемонстрировала настоящую силу души и стойкость женщины, оказавшейся в трудной ситуации. Анна забыла про все обиды, нанесённые невесткой, взвалила на свои плечи тя­жёлую работу и, в конце концов, достойно преодо­лела невзгоды.

Как видим, главная героиня обладает недю­жинным характером. Доброта её души (умение простить) сделала её оптимистически настроен­ным человеком, человеком высокого гуманизма (невестка стала для Анны родной).

Таким образом, время, с одной стороны, ока­зывает влияние на формирование характера, с другой — закрепляет выработанные не одним поколением нравственные ориентиры, потому что приходится разрешать возникшие проблемы, тяжесть которых обусловлена эпохой и реалиями жизни. Так, Плужников, не растеряв себя в ужа­се войны, пожертвовал собой ради свободы всего народа; Анна, несмотря на семейные временные передряги, проявила доброту, т.е. герои не отсту­пили от культурных традиций и норм, выработан­ных временем.

 

загрузка...