A+ A A-

Дружба как основа отношений взрослых и детей. Сочинение ЕГЭ

 

Говоря о дружбе, многие из нас часто имеют в виду отношения людей одного возраста, объединенных ка­ким-либо общим делом или одинаковыми склонностя­ми, увлечениями и пристрастиями. Безусловно, именно такая дружба и встречается в жизни, и изображается в произведениях литературы чаще всего. Но ведь это по­нятие столь обширно, что ограничивать его возрастны­ми рамками, на наш взгляд, неправильно. Дружба, по­нимаемая как уважение одного человека к другому, как форма сосуществования людей, может быть и между людьми разного возраста. Именно это чувство лежит в основе правильных, доброжелательных отношений взрослых детей и их родителей; растущих внуков и, к сожалению, стареющих бабушек и дедушек. Оно Ж6 ЯВ" ляется той нравственной основой, на которой должны строиться отношения учителя и учеников.

Для того чтобы подтвердить справедливость данного суждения, обратимся к рассказу Леонида Нечаева «Ожидание друга, или Признания подростка». Герой рассказа, мальчик-первоклассник, на крыльях летел в школу, в учителе, о котором все знакомые очень хорошо отзывались, хотел видеть маму и взрослого друга. Но все произошло совсем не так. Учительница сразу же сказала, что будет работать только с сильными. А маль­чик был очень слаб в математике. Он стал бояться суро­вого учителя, дома, где ждали от него только пятерок, тоже не мог показать своих слез и страха, боялся даже спать без своих любимых игрушек. На других предме­тах очень старался заслужить похвалу от педагога. Ино­гда это даже удавалось: учитель (у нее даже в знак пре­зрения и имени в рассказе нет) ставила высокие отметки по чтению, рисованию, труду.

Вероятно, многие ученики испытывают что-то по­добное в школе: что-то терпят, чему-то радуются и огор­чаются. Но герой рассказа — личность (он уже лич­ность!) и не может просто годами терпеть и бояться. Он очень хочет дружеских отношений с учительницей, пусть строгой, очень несправедливой. «Я цеплялся за малейшее проявление доброты в учительнице», — это ли не подтверждение того, как мучительно искал ма­ленький человек взаимопонимания, поддержки, тепла. «Она и не подозревала, что я строю с ней отноше­ния», — сам с собою рассуждал мальчик. Как жаль, что учитель, человек, который не только и не столько дает знания, сколько воспитывает ученика, облагораживает его юную душу, так и не смог понять, что в основе от­ношений с воспитанниками должна лежать дружба, по­нимаемая как взаимоуважение, доверие, жалость, со­чувствие. Сколько детских душ ожесточается навсегда, хотя бы недолго пообщавшись с жестоким, непреклон­ным учителем.

Но, оказывается, можно и дружить с учениками. И совсем это не сложно, и никак это не мешает успеваемо­сти и оценкам. Яркий пример тому другая учительница из рассказа Л. Нечаева. Она работала с классом совсем недолго, пока основной учитель был болен. Но сколько теплоты и нежности подарила она детям за короткое время. Они успели стать друзьями. И это не привело к фамильярности в отношениях, как, видимо, опасалась та, другая, суровая и строгая. Просто ученики переста­ли бояться, и учеба шла спокойно, доброжелательно и как-то даже ласково с обеих сторон. Несомненно, мно­гие из учеников мечтают именно о такой дружбе с учи­телем!

Таким образом, можно сделать вывод: в любых чело­веческих отношениях, в том числе и в отношениях меж­ду учителем и учениками, должна быть дружба — то взаимопонимание, без которого невозможно воспитать яркую и сильную человеческую личность. Горе тому пе­дагогу, который этого не понимает и своей жестокостью сеет вражду между маленькими и взрослыми людьми, которые должны верно, красиво, преданно дружить, а не враждовать!

 

загрузка...