A+ A A-

Возможно ли бесчестьем спасти свою жизнь?. Сочинение ЕГЭ

 

Честь и бесчестье... Два полюса нравственности, ни­когда не соединимые друг с другом. Невозможно быть честь имеющим человеком только до какой-то опреде­ленной черты, жизненного рубежа, а потом, если того потребуют обстоятельства, в одночасье попрать все, что было свято и дорого. Невозможно соединить эти два по­нятия. Между ними нет и не может быть компромиссов и сделок.

Тема чести и бесчестья занимает важное место в творчестве белорусского писателя Василя Быкова. Со­весть, достоинство, героизм, верность своему долгу — именно эти проблемы часто затрагиваются писателем. Сложно не согласиться с В. Быковым в том, что судьба человека на войне трагична, только нравственно силь­ным людям дано сделать правильный выбор: героиче­ская смерть честь имеющего человека или позорная, бесчестная жизнь труса.

Обратимся к повести В. Быкова «Сотников». Сотни­ков, в отличие от Рыбака, сразу осознал безвыходность ситуации, но в последние минуты жизни он неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, что и от себя. Рыбак стал для него не предате­лем, а просто старшиной, который как гражданин и че­ловек не добрал, не понял чего-то. Сотников не искал сочувствия в глазах присутствующих при казни людей. Он не хотел, чтобы о нем плохо подумали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. В чем трагизм ситуации? В том, что писатель и предателю Рыбаку оставил возможность иного пути даже после тяжкого преступления. Это и продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своем предатель­стве. В. Быков оставил своему герою возможность по­каяния, возможность, которую чаще дает человеку Бог, а не человек. Писатель, видимо, предполагал, что и эту вину можно искупить, что можно остаться честным пе­ред собой и другими, не оступиться, не предать, не стру­сить. Но Рыбак оказался слишком слабым духом чело­веком, поэтому он до последнего мгновения своей жизни не в состоянии признаться самому себе в своей бесчест­ности и подлости. Ему совершенно неправильно кажет­ся, что честью воина, защитника Родины можно торго­вать с врагом, частями выдавая правду о своих боевых товарищах. Война, плен — столь суровые испытания для человека, что здесь компромиссы неуместны и не­возможны.

Таким образом, рассуждая о чести и бесчестье на войне, можно сделать вывод: с одной стороны, невоз­можно сохранить свою честь, запятнав себя предатель­ством и подлостью; с другой стороны, если ценой защи­ты своей чести и чести отечества должна стать жизнь воина, то эту цену нужно платить достойно, сохраняя свое достоинство даже на пороге смерти.

 

загрузка...