A+ A A-

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ творчество, личная жизнь

(1814—1841)

Расцвет таланта Лермонтова

Первые серьезные поэтические опыты Лермонтова относятся к 1828 году. Одна­ко почти десять лет о творчестве молодо­го человека знали немногие. Известным имя Лермонтова сделало стихотворение «Смерть поэта» 1837 года — гневный от­клик на гибель Пушкина. В произведении автор осудил не только собственно убийцу гениального поэта, но еще и «завистливый и душный» высший свет — «жадною тол­пой» стоящих у трона палачей «Свободы, Гения и Славы». Стихотворение разошлось по всей стране в рукописных списках. Это вызвало возмущение царя Николая I. Было открыто дело о «непозволительных стихах». Лермонтова арестовали, а затем перевели из Царского Села под Петербургом, где он служил в лейб-гвардии Гусарском полку, на Кавказ — в Нижегородский драгунский полк.

Благодаря хлопотам бабушки первое пребывание Лермонтова на Кавказе длилось недолго — всего несколько месяцев. В апреле 1838 года ему разрешили вернуться в Царское Село.

Время, проведенное в Петербурге после возвращения с Кав­каза, стало периодом расцвета таланта поэта. Он примкнул к пуш­кинскому кругу литераторов, начал активно печататься и стал од­ним из самых популярных авторов в России. Знаменитый критик

В. Г. Белинский заявлял, что Лермонтов «третий [рядом с Пушкиным и Гоголем] русский поэт» и что «Пушкин умер не без наследника».

В 1840 году петербургский период жизни поэта завершился. Лер­монтов вновь был сослан на Кавказ — на этот раз за дуэль с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом. После поединка поэт был арестован и переведен в Тенгинский пехотный полк на Кавказе.

Своеобразие зрелой поэзии Лермонтова

Зрелый период творчества Лермонтова датируется 1837— 1841 годами. В это время в центре произведений поэта находится особый тип лирического героя, для которого характерно трагиче­ское мировосприятие, острое ощущение одиночества и безысход­ности, индивидуализм, безграничное свободолюбие.

Лирический геройгерой лирического произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает. Внутренний мир лири­ческого героя раскрывается не через поступки и события, а через конкретное душевное состояние, переживание определенной жизнен­ной ситуации. Образ лирического героя не следует отождествлять с личностью поэта. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, а не о его личности.

На формирование такого типа лирического героя повлияли как склад характера самого Лермонтова (многие современники отмечали его замкнутость, задумчивость, склонность к грусти), так и внешние обстоятельства. Дело в том, что зрелое творчество поэта пришлось на годы правления императора Николая I, когда в стране царили жесткий порядок и контроль всех сфер общественной жизни. Неуди­вительно, что лирический герой многих стихотворений Лермонтова выражает явное неприятие окружающей действительности.

Критика поколения современников в стихотворениях «Дума» и «Как часто, пестрою толпою окружен...»

Немало стихотворений зрелого периода поэта посвящены ана­лизу современного общества. Например, в произведении «Дума» (1838) Лермонтов изображает современное ему поколение, как внутренне опустошенное, осуждает его бездействие и равнодушие. По мере развенчания поколения высокая лексика («грядущее», «бре­мя», «познанье», «поприще») сменяется более приземленной и раз­говорной («ребяческий», «спешим», «промотавшийся»).

«Думе» созвучно стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен...». Жизнь светского общества похожа на маскарад, в кото­ром люди — лишь «приличьем стянутые маски». На этом маскара­де поэт чувствует себя неуютно — лишним, чужим. Миру остывших чувств и «затверженных речей» Лермонтов противопоставил «ста­ринную мечту» — светлые воспоминания о детстве:

И вижу я себя ребенком;

и кругом Родные все места:

высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей.

Когда реальность вторгается в мечту и разрушает ее, у поэта возникает желание дерзко бросить «в глаза» веселящемуся светско­му обществу «железный стих, облитый горечью и злостью».

загрузка...